В праздник Воздвижения Креста Господня Церковь вспоминает событие хотя хронологически и выходящее за рамки евангельской и апостольской истории, но обращающее верующих в самый ее центр, к Честному и Животворящему Кресту Господню. О том, что такое Крест и почему он так важен для христиан, говорят тексты богослужений, которые служатся вечером накануне и в самый день праздника.
Крест — это самый яркий образ Распятия и Воскресения Христа, спасения всего человеческого рода. Образ, через который, как о том поется на богослужении праздника, мы приобщаемся этому спасению, само начертание которого вселяет ужас и обращает в бегство силы бесовские:
«Подзе́мных си́лы проти́вныя Креста́ страша́тся начерта́ема зна́мения на возду́се» (канон, песнь 5; рус. пер.: «Враждебные силы преисподней трепещут знамения Креста, начертываемого в воздухе»), «Древом демони вострепеташа» (стихиры на стиховне; рус. пер.:» от Древа[Креста] же демоны затрепетали»), «днесь Крест воздвизается, и демони бегают» (стихиры самогласны, Анатолия; рус. пер.: «Сегодня Крест воздвигается — и демоны бегут»).
Образ Креста Господня неотделим от Самого Иисуса Христа, Сына Божия, ставшего человеком и принявшего за людей постыдную и мучительную смерть. Крестный подвиг Спасителя, бесконечно превосходящий мудрость этого мира и поэтому ему непонятный, и его воскресение — самое важное в христианстве, а потому, как говорит апостол Павел в апостольском чтении этого праздника: слово о Кресте для погибающих юродство (безумие) есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор 1:18). В других местах своих посланий апостол свидетельствует, что не желает хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал 6:14), более того, рассудил быть… незнающим ничего, кроме Иисуса