«У вас попы на Мерседесах ездят, а старухи на паперти побираются», «У вас в храмах все за деньги», «У вас в храмах хамят и грубят», «У вас священники какие-то не духовные, нам бы к старцу на прием». Эти и многие другие претензии нередко приходится слышать священникам и церковным работникам. Не рассматривая каждую претензию в отдельности, попробуем дать ответы на них.
Это, пожалуй, самый очевидный и часто высказываемый аргумент. Его не раз слышали те, кому не нравятся «жадные попы и злые старухи». И все же стоит повториться. Храм – это место особого присутствия Божия. Бог, несомненно, Вездесущ, обращаться к Нему можно в любом месте, и нет причин сомневаться в том, что Бог слышит такие молитвы. Но жизнь православного христианина непременно должна включать в себя не только домашнюю, но и совместную с другими христианами молитву. К такой молитве призывает Господь Иисус Христос: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф.18:20). Именно храм был, есть и будет тем самым местом, где совершаются богослужения, где можно приступить к церковным Таинствам. Исповедь, причастие, крещение, венчание – все это никак не зависит от личностных качеств священника, совершителем Таинств является Бог. От приступающего к Таинствам требуется вера в Бога, а не уверенность в безусловной праведности, святости священнодейстующего священника. Но именно с этим и возникает проблема, когда человек, не веря «жадным попам и злым старухам», не хочет идти в храм. Вера, может и есть, а участия в Таинствах нет. «Не отдаляйтесь от храма, какой бы негатив не увидели в людях, посещающих церковь и даже служащих в ней. Всё это оболочка, а сущность Церкви — благодать Божия, невидимая сила, без которой нет ни вечного спасения, ни мира души на