Часть 3. О святынях, наставниках и священстве
Публикуем заключительную часть воспоминаний настоятеля храма Рождества Христова в Измайлове архимандрита Александра (Елисова).
«Знамение»
Наше знакомство со святыми чаще всего происходит через общение с их иконами. Смотришь в храме на образ и вдруг понимаешь, что он открывается перед тобой.
С детских лет у меня перед глазами стоят иконы Божией Матери. Какая-то особая связь существует у меня с Ее иконой «Знамение». Несколько раз я понимал, что она сопутствует мне на жизненном пути. Первое «Знамение» – неискусную, простенькую иконочку – я увидел у моей бабушки Евдокии Петровны. Образ стоял у нее в уголке, перед ним теплилась лампада, поэтому он всегда виделся ясно.
Затем в Троицком храме, где я прислуживал, я встретился с очень чтимой у нас в Нижегородской губернии иконой «Знамение» Серафимо-Понетаевской. Взгляд Божией Матери на этой иконе очень особый, и она производила на меня глубокое впечатление.
Приехав во Францию, в Париже, на Трехсвятительском подворье, я снова встретил «Знамение» – замечательную фреску отца Григория (Круга).
В Ницце, служить куда я был назначен, я увидел на своде Свято-Никольского собора, в центральной апсиде, ту же икону Божией Матери.
Когда я приехал в Иерусалим, у меня в кабинете, прямо над головой помещалась… икона Божией Матери «Знамение», под которой висел фотопортрет Патриарха. Таким образом я, занимаясь кабинетной работой, постоянно был под надзором иконы Божией Матери и Святейшего (смеется). Под их покровом я проводил там свои дни.
Я очень чту Иерусалимскую икону Божией Матери (чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери – главная святыня храма Рождества Христова в Измайлове. – Ред.). С первого раза, как я ее увидел и поклонился ей, она произвела на