Исповедовавшись и причастившись, можно уже не поститься. Можно расслабиться и отдохнуть. Ведь всё уже сделано, но так ли это? Того ли ждет от нас Господь после исповеди и причастия? Секреты духовной борьбы раскрывает иеромонах Евтихий.
Однажды весной пришлось наблюдать такую картину. Молодой человек исповедовался и причастился. После службы в храме в трапезной устраивали обед. На него шли служители храма и некоторые из прихожан. Пошёл и этот парень. За столом он был оживлённым и не отказывал себе ни в чём, в том числе и в разговорах с соседями. Рядом сидели еще юноши, и они договорились вместе пойти в парк. Там как раз открылась какая-то выставка, и ожидался концерт. А за трапезой была и мама этого молодого человека. Она услышала их разговор и сказала сыну:
— Ты же сегодня причастился. Побудь дома, почитай книги.
— Ма, я целых три дня дома просидел, — недовольно ответил юноша. — Постился, читал, молился. Готовился к причастию. Устал, хватит! Дай отдохнуть!
Что тут скажешь? Подготовка к причастию — действительно труд. После принятия Таинства на душе легко и светло! Хочется веселиться, общаться. Всё же исполнено. Можно теперь и отдохнуть! До причастия надо поститься, читать правило, быть на службе. А после причастия никаких правил-то нет.
Многие интуитивно чувствуют, что хоть правил и нет, но надо побыть этот день с Господом, без суеты. И тем и ограничиваются. Некое такое «усвоение» причастия. Но так ли учат нас поступать святые отцы? Это ли весь плод истинного покаяния?
«Не уподобляйтесь тем, кои, кончая говение, как бы сбрасывают с себя какие невольнические узы и предаются снова всей беспечности и всей свободе невнимательной к себе жизни. Не конец видьте в сподоблении Святого Причастия, а начало трудов и подвигов. Так себя