«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5), – говорит Спаситель в третьей заповеди блаженств.
Смирение и покаяние – два источника кротости. Кротость есть цель смирения и покаяния, их гармоничный синтез
Кротость вырастает из Божьего утешения от покаянного плача, который в свою очередь происходит от смирения. Смирение и покаяние – два источника кротости. Кротость есть цель смирения и покаяния, их гармоничный синтез.
Прощенный и очищенный от зла человек, всецело осознающий всю бесценность дара встречи с Богом, внутренне не способен осуждать кого бы то ни было, вести себя заносчиво, высокомерно, горделиво по отношению к другим людям. Всё, что ему остается, это безмерно ценить полученный дар, бояться его потерять и благодарить Христа за Его бесконечную и незаслуженную милость.
Если же в нас, кроме страха Божия и благодарности Ему, еще остаются мирские душевные чувствования, значит наше смирение и покаяние еще не совершенны, не полны, они еще не достигли своей цели.
Кротость противоположна высокомерию, грубости, самоуверенности. Кроткий человек смирен, скромен, мягок, тих, обходителен. Он не думает о себе, но думает о благе других, верует и надеется не на себя, но на Господа. Кроткому чужды обидчивость, раздражительность, гнев, злость, агрессия в любых ее проявлениях.
Кроткий человек почитает себя ниже всех, по своим грехам недостойным никаких благ, но напротив – достойным всяческих наказаний. Поэтому он всегда радуется и за все благодарит Господа и людей, как за доброе, так и за злое.
«Всегда радуйтесь, – пишет апостол Павел. – Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16–8).
Что бы с ним ни происходило, кроткий человек все принимает как волю Божию. Такого человека