«И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4, 19–20).
Этот фрагмент из Евангелия повествует о том, как Христос призвал учеников к апостольству. Занятием многих из них было рыболовство. Оно было источником их дохода. Они жили у Тивериадского озера и, продавая пойманную рыбу, могли содержать свои семьи.
И вот, однажды приходит к ним Христос и говорит (нам может показаться, что довольно круто), что они должны последовать за Ним. И евангелисты в один голос свидетельствуют о той стремительности, с какой они откликнулись на призыв к апостольству. Для этого они используют наречие времени «тотчас», чтобы подчеркнуть быстроту их ответа: они «тотчас» оставили сети и последовали за Ним.
Если бы мы были на месте учеников, то стали бы просить у Христа пояснений: что значит быть ловцами человеков? Нам нужны были бы уточняющие подробности. А ученики Христовы с максимальной быстротой откликнулись на этот зов, бросили сети, источник своего дохода, и последовали за Тем, Кого видели в первый раз. Конечно, они слышали об Иисусе, но знали о Нем не так много, чтобы быть полностью уверенными в том, что могут смело отказаться от всего, в том числе от средств существования, и следовать за Ним. Ученики Христовы по роду своей деятельности вообще мало в чем могли быть уверенными. А в тот момент, когда Христос призвал их следовать за Ним, для них и вовсе должна была наступить абсолютная неуверенность, поскольку они ничего не знали о том, что значит быть ловцами человеков.
Как же понять такой стремительный ответ учеников на зов Христа?
У одного западного богослова есть книга, названная весьма внушительно: «Цена ученичества». Он говорит в ней, что ученики могли последовать за Христом