В четверг исполнился ровно 21 год с тех пор, как 24 апреля 2004 года обе стороны Кипра одновременно провели референдумы о воссоединении Кипра в соответствии с планом Аннана.
Хотя почти две трети киприотов-турок проголосовали за этот план, более трех четвертей киприотов-греков проголосовали против него, и, как таковой, он так и не был реализован.
Кипр остается разделенным, и кипрская проблема остается нерешенной по сей день, а последующие усилия по решению кипрской проблемы также не принесли никаких результатов.
Реакция на провал референдума в то время была неоднозначной: тогдашний президент Тассос Пападопулос и лидер киприотов-турок Рауф Денкташ согласились с тем, что его отклонение отвечало их интересам.
Пападопулос тогда настаивал на том, что электорат киприотов-греков “не отворачивается от своих соотечественников-киприотов-турок”, а “просто отверг это конкретное предложенное решение”.
Денкташ сопротивлялся призывам к его немедленной отставке, но лишь несколько недель спустя объявил, что не будет баллотироваться на переизбрание на выборах руководства киприотов-турок, которые состоятся в следующем году.
Державы–гаранты – Великобритания и Турция – выразили свое разочарование результатом, в то время как греческое правительство заявило, что усилия по воссоединению острова “не должны быть прекращены”.
Организация Объединенных Наций была не слишком впечатлена результатами референдума, а тогдашний генеральный секретарь Кофи Аннан, в честь которого был назван план, заявил, что “уникальный и исторический шанс решить кипрскую проблему был упущен”.
Специальный посланник на Кипре Альваро де Сото сказал: “Сегодня вечером я прикусил язык”.
Затем еврокомиссар по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген пошел еще дальше, заявив: “Я