4 ноября (22 октября ст.ст.) Церковь чествует Казанскую икону Божией Матери. Этот образ является одной из самых почитаемых русских святынь, связанных с важнейшими событиями истории Российского государства. Списки иконы получили широкое распространение, и многие из них прославились как чудотворные.
Установление празднования Казанской иконы Божией Матери началось в Казани, и совершалось оно 8 (21) июля – в день ее обретения. 22 октября 1612 года при сражении русских войск с поляками в Москве список с этой иконы находился у князя Дмитрия Пожарского. Молитвами и заступничеством Владычицы, явлением Ее чудотворной Казанской иконы государство Российское было освобождено от поляков. Царь Михаил Федорович в память об этом событии установил празднование в Москве. В 1649 году царь Алексей Михайлович в память о рождении наследника в день празднования Казанской иконы Богородицы повелел праздновать 22 октября (4 ноября) по всей России[1].
Каждому церковному празднику посвящаются богослужебные тексты. Среди них особое место занимают тропари, которые являют собой словесную икону празднуемого Церковью события. Читателям портала «Православие.ru» предлагаем богословско-филологический комментарий основного песнопения праздника.
Спустя 15 лет явления чудотворной иконы, в 1594 году митрополит Казанский Ермоген – будущий Патриарх Московский и всея Руси, который был очевидцем и участником обретения образа, – написал «Повесть о явлении Казанской иконы»[2]. Данный труд был использован при составлении тропаря, который выглядит следующим образом:
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в