От ближнего – жизнь и смерть.
Ибо если мы приобретаем брата,
то приобретаем Бога;
а если соблазняем брата,
то грешим против Христа.
Прп. Антоний Великий
Для характеристики межличностных отношений в современном мире справедливо использовать эпитет – катастрофические. Это касается всего спектра взаимоотношений: приятельских, дружеских, общинных, семейных, родственных, деловых, романтических и т.д.
Если у нас такие отношения между собой, то какие тогда отношения с Богом? Апостол любви дает неутешительный ответ:
«Кто говорит: ‟я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).
Слова эпиграфа – приговор нашему эгоистичному миру, сосредоточенному на себе и своих желаниях, в подтверждение апостольского пророчества:
«Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны» (2 Тим. 3, 2–4).
Христианство – не есть религия индивидуализма. Фактически два тысячелетия назад положено начало формированию новой этнической общности – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2, 9).
И при этом мы, призванные быть «солью земли» и «светом мира» (Мф. 5, 12–13), обречены на то, чтобы постоянно сталкиваться с несовершенством друг друга.
Наставления древних отцов-пустынников, этих «мужей, достигших ангельского жития и созерцания», как пишет о них святитель Феофан Затворник, пронизаны трепетным отношением к ближнему. Дошедшие до нас изречения проникнуты духом чуткости, деликатности, рассудительности.
Современный нам мир, тот, который «во зле лежит» (1