Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо.
И в нас, слушатели, в душе нашей Иисус Христос иногда как будто умирает, то есть мы иногда как будто мало веруем в Иисуса Христа, мало надеемся на Него, мало любим Его. Даже иногда думается нам, что в нас как будто и вовсе нет веры в Него, нет надежды на Него, нет любви к Нему; а ведь это все равно, что Иисус Христос как будто мертв в нас. И как больно нам тогда бывает, как тяжело, мучительно!.. От всей души хотелось бы веровать, надеяться, любить и – нет… Сокрушаешься, скорбишь, и все – нет.
Что делать в таком случае? То и делать, что делаем: скорбеть, сокрушаться, мысленно обращаться к Иисусу Христу. То же ведь делали и ученики Его, когда Он мертв лежал во гробе: скорбели, сокрушались, беседуя о Нем между собой и припоминая, может быть, слова Его, которые Он говорил им незадолго до Своей смерти: вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет… Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше (Ин. 16, 20–22).
То же делала тогда и Пречистая Матерь Его и, без сомнения, больше всех скорбела, сокрушалась и плакала, взывая к Нему: увы Мне, Чадо Мое! Увы Мне, Свете Мой… Потому-то Господь, как воспевает Церковь, и утешал Ее, говоря: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо. Так, слушатель благочестивый, сокрушайся, скорби, когда чувствуешь, что у тебя мало веры в Иисуса Христа, мало надежды на Него, мало любви к Нему, когда ты как будто весь холоден к Нему.
Нельзя тебе без этого быть, пока не придешь в мужа совершенна. Только, сокрушаясь о своей холодности к Иисусу Христу, не отчаивайся, не унывай, не переставай мысленно обращаться к Нему, и Он, рано ли, поздно ли, хотя и не гласно, но слышно для души твоей, скажет тебе: не рыдай Мене… востану бо. И тогда ты, может быть, еще