В первую неделю Великого поста Святая Церковь отмечает праздник, именуемый Торжеством Православия.
Установление празднования Торжества Православия связано с окончательной победой Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 году.
Церковнославянский текст тропаря звучит следующим образом:
«Пречистому Образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже; волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир»[1].
Греческий оригинал таков:
«Τὴν ἄχραντον Εἰκόνα σου προσκυνοῦμεν Ἀγαθέ, αἰτούμενοι συγχώρησιν τῶν πταισμάτων ἡμῶν, Χριστὲ ὁ Θεός· βουλήσει γὰρ ηὐδόκησας σαρκὶ ἀνελθεῖν ἐν τῷ Σταυρῷ, ἵνα ῥύσῃ οὓς ἔπλασας ἐκ τῆς δουλείας τοῦ ἐχθροῦ· ὅθεν εὐχαρίστως βοῶμέν σοι· Χαρᾶς ἐπλήρωσας τὰ πάντα, ὁ Σωτὴρ ἡμῶν, παραγενόμενος εἰς τὸ σῶσαι τὸν Κόσμον»[2].
Поскольку оригинал песнопения был написан на греческом языке, при анализе мы периодически будем обращаться к нему. Для лучшего понимания смыслов, вложенных в греческий и церковнославянский тексты тропаря, будем приводить русские переложения, выполненные исследователями XX века и нашими современниками.
Пречистый Образ
Именно образ Христа – Бога, ставшего Человеком, – становится символом победы над иконоборчеством
Слово «пречистый» – в греческом оригинале «ἄχραντον» – означает поклонение незапятнанному, чистому лику Спасителя[3]. В церковнославянском оно имеет несколько значений: «чистейший, безгрешный, непорочный, священный, божественный»[4]. Так, именно образ Христа – Бога, ставшего Человеком, – становится символом победы над иконоборчеством.
Чествование поклонения иконам относится не к самому материалу иконы, к дереву и краскам, а к