(Слово святого Анастасия игумена)
Господь настолько милостив к нам, братие, что каждому из нас, при Св. Крещении, дает на всю жизнь невидимого защитника, наставника на все благое и правое и руководителя к небесному отечеству – Ангела-Хранителя. «Иже в вере суть христианстей, всякому человеку дается от Бога Ангел на сохранение во весь живот его», – говорит св. Анастасий игумен (Прол. Апр. 20). И еще: «Всякому верному от Бога, коемуждо Ангел дан бысть, и той вся дела его добрые написует» (Там же, л. 37). Но если у каждого из нас есть Ангел-Хранитель, почему же св. Церковь каждый день, на службах церковных, испрашивает нам его? «Ангела, – вопиет, – мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим». И в молитве вечерней верующий также умоляет Господа об Ангеле-Хранителе. «Ангела, – говорит, – Твоего Хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла».Почему же так? Если раз Ангел-Хранитель дан на всю жизнь, так зачем же еще просить его?
А затем, братие, что, когда мы пребываем в ожесточении и нераскаянности, предаемся страстям и порокам, повторяем одни и те же грехи и не каемся в них, тогда Ангел-Хранитель хотя и не оставляет нас вовсе, но, побуждаемый несовместимостью чистого естества своего со грехом, удаляется от нас так, что мы лишаемся его ангельского покрова. «Иже в вере, суть христианстей, всякому человеку дается от Бога Ангел, как вы слышали», – говорит св. Анастасий, но прибавляет к сему: «Аще кто делы злы не проженет его». И далее продолжает: «Яко бо пчелы дым прогонит, и голуби злый смрад, тако убо и хранителя живота нашего Ангела злые наши греси, пиянство и блужение, гневодержание и прочая злая дела, тии святого Ангела отдаляют от нас» (Прол. Апр. 20). То же говорит и самый Ангел Божий