Господь пошел на Божественный риск при сотворении человека свободным. В том, чем рискует сам человек, – над строками Священного Писания разбираемся вместе с протоиереем Олегом Стеняевым.
– Отец Олег, если созданию человека предшествовал Совет Пресвятой Троицы, Которой ведома вся история человечества, значит, все учтено и нам надо только не выпасть из осуществления этого Замысла Любви? Что для этого надо осознать?
– «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…»( Быт.1:26). Святые отцы учат, что это совещание Лиц Пресвятой Троицы, которое предшествовало созданию человека, учитывало все, что может произойти с человечеством. Так как Бог не ограничен во времени и в Нем нет прошлого и будущего, а есть только настоящее, Ему известно все, что было, все, что есть, и все, что будет. Будущее и прошлое (в нашем понимании) для Создателя – всегда настоящее. Итак, перед созданием человечества учитывалось все, что впоследствии могло произойти с людьми.
Само слово «совет» или «совещание» только условно может быть использовано по отношению к Лицам Пресвятой Троицы, здесь более уместно употребить слово «волеизъявление». Ибо слово Бога – оно обладает творческой силою; и когда Господь говорит «да будет», то все сразу и сбывается. Совет Лиц Пресвятой Троицы действительно учитывал при сотворении человека, наделяемого свободной волей, что другие свободные существа – ангелы – неправильно распорядились этим даром, и третья часть их отпала от Бога.
Человечество и было создано, по учению святых отцов, чтобы восполнить число отпавших ангелов. И то, что случилось с их третью, не должно было повториться. Но предвидение Божие показывало, что должно произойти со всем родом человеческим; тогда и было проявлено Божественное