«Куда зажигаешь!» – шикает бабулька на женщину гневным шепотом. Женщина, словно обжегшись, отдергивает руку со свечой от подсвечника. «Не видишь, шестопсалмие идет!»
Знакомая для многих картина. Если вам «не повезло» самим оказаться в подобной ситуации, то вы могли не раз наблюдать такое со стороны. Это известная для многих приходов проблема. Однако эта статья не о «ревнителях храмового благочестия», а о том, что предписывает Устав относительно богослужебного использования церковных свечей.
Для многих вообще окажется новостью, что Типикон (церковный Устав) что-то говорит о возжжении свечей
Думаю, для многих вообще окажется новостью, что Типикон (церковный Устав) что-то говорит о возжжении свечей. Подавляющее большинство верующих кроме шестопсалмового запрета больше ничего про свечи не знают. Не только приносящие свечи, но и следящие за подсвечниками часто не имеют представления ни о порядке богослужения, ни о прямой связи горения/тушения свечей с этим порядком. Следящие за подсвечниками просто ставят свечи по мере их поступления. В результате часто получается так, что в наиболее торжественные и важные моменты службы свечей нет, так как они уже сгорели тогда, когда должны были быть потушены. Причина тому – нарушение порядка (Устава).
Что же говорит Устав? В Типиконе содержатся две главы, регламентирующие порядок использования свечей. Они называются: «О вжигании свещ, како подобает в церкви вжигати, в неделю, и на праздники Христовы, и Богородицы, и святых, и прочия дни» (гл. 24) и вторая: «О вседневном вжигании свещ» (гл. 25).
На Малой вечерне, после благословения иерея, свечи (точнее – свечу) зажигают перед иконой Спасителя и перед храмовой иконой по правую сторону иконостаса и перед иконой Богородицы на левой стороне, а