Часто при обсуждении отношений между Православием и исламом возникает тема крестовых походов. Причем подается это нередко так (скажем несколько утрированно): вот жили-были простодушные и добрые мусульмане, а тут вдруг ни с того ни с сего нагрянули крестовым походом злые христиане и захватили Иерусалим. Мусульмане, мол, обиделись и стали агрессивными. Можно встретить и такие, например, утверждения: «Крестовые походы – христианская агрессия, противовесом этому и стал ислам»; «Вполне возможно, что сама идея джихада в исламе – результат противодействия христианской агрессии в виде крестовых походов»; «Война – чуждая исламу стихия. Ислам не приемлет агрессии, несправедливой войны, убийства мирных людей. Все это – черты христианства, но не ислама. Лишь в христианском обществе возможны такие позорные исторические ситуации... как крестовые походы, организованные Папой и Церковью для уничтожения мусульман Палестины…» И потому любая выходка мусульман оказывается заведомо оправданной. Вам не нравится, что оскверняются и уничтожаются православные храмы в Косово[1]? А у вас зато были крестовые походы! Вам не нравится, что мусульмане убивают и мучают православных священников в Чечне[2]? А вспомните, скольких мусульман крестоносцы поубивали! И так далее и тому подобное.
Представление о том, что агрессивность ислама является следствием крестовых походов – один из самых абсурдных стереотипов, который может существовать лишь в умах людей, даже поверхностно незнакомых с мировой историей. Первый крестовый поход пришелся на самое начало XII столетия, тогда как великие мусульманские завоевания случились на пятьсот лет раньше – в VII веке. Были захвачены Персия, Сирия, Палестина, Египет, а в Европе – территории современных Испании и Португалии.