Одна часть, населённая греками, – полноценное государство, член ЕС. Вторая, населённая турками, – никем, кроме Турции, не признанная республика. По существу – чёрная дыра на карте мира.
Хотя коренные турки-киприоты получили гражданство ЕС, они продолжают находиться под санкциями этого самого ЕС. Интересно, что под диктовку США чуть ли не 100 стран мира признали Косово, несмотря на то, что проблема компактно проживающих в нём сербов не решена и то и дело обостряется. А здесь – чистое размежевание, а признать моноэтническую территорию никто не торопится.
Как говорится, это другое. Но тем интереснее изучить опыт полувекового выживания в изоляции, который может пригодиться России сегодня. Северный Кипр разительно отличался от южного соседа.
Самыми заметными объектами на нём прежде были турецкие военные базы, однако в последнее время произошло настоящее чудо – север развивается куда активнее юга. Секрет прост: дешевизна и свобода. Потому туристы приезжают сюда на шопинг, а соседи-киприоты вечерами выстраиваются в большие колонны перед разграничительной линией, чтобы на треть дешевле залить баки бензином, затариться на рынках и в магазинах.
Сюда же предпочитают они пригонять своих «железных коней» для ремонта. Языковой барьер, религиозные и прочие различия не мешают созданию совместных бизнесов за счёт диспаритета цен. Поэтому нет и намёка на антипатию.
Десятками километров вдоль побережья тянутся отели и туристические комплексы. В промежутках между ними земля уже огорожена и размечена под новые проекты. Заезжаем в один из комплексов и интересуемся: есть ли что на продажу? Цены называют в британских фунтах.