Осуждение – один из доминирующих недугов современности. Мы осуждаем так же легко, как дышим. Это воспринимается настолько естественно, что стало частью нас, одной из привычек, чуть ли не нашей природой. Даже если не осудим вслух, обязательно сделаем это мысленно. Однако, в отличие от блуда, сребролюбия, стяжательности и прочих «заметных», смирительных грехов, этот так искусно маскируется, что болящие даже не осознают своей болезни. Если осуждающему намекнуть, что он восхищает Божественные права, то в ответ можно услышать: «Я не осуждаю, я рассуждаю», «Я лишь констатирую факт», «Разве я виноват в том, что у него руки не из того места растут» и другие варианты самооправдания. А ведь признать себя больным – уже есть начало исцеления. И, слава Богу, эта болезнь с помощью Божией поддается лечению.
Для начала нужно понять причины осуждения – почему мы осуждаем других. Основных причин немного, но именно они составляют фундамент всей порочной конструкции. Во-первых, мы осуждаем других, потому что не осуждаем себя. Это настолько очевидно, что даже не требует озвучивания. Но, как правило, самые очевидные вещи как раз и являются самыми незаметными. Действительно, мы не внимаем себе, зато внимаем ближним. Мы не исправляем себя, зато со знанием дела исправляем ближних. А ведь сказано: «Извлеки сначала бревно из своего глаза» (Мф. 7, 5), и только после этого сможешь понять, как помочь ближнему.
Мы не исправляем себя, зато со знанием дела исправляем ближних
Наши глаза расположены таким образом, что смотрят вовне, наружу. И первое, что они видят, – это наши ближние. Но нам дано и другое зрение – духовное. Оно-то и должно быть направлено внутрь нас, в глубь нашего сердца. И, по свидетельству святых отцов, если бы мы увидели тот греховный