5 августа - празднование в честь Почаевской иконы Божьей матери
1559 году греческий (по другим источникам – болгарский) митрополит Неофит, путешествующий по Руси, приехал на Волынь.
По внушению свыше в благодарность за гостеприимство, которое оказала ему в своем имении благочестивая дворянка Анна Гойская, к чьим владениям относился и Почаев, владыка благословил ее иконою Пресвятой Богородицы.
Скорее всего, это была семейная икона, может быть, принадлежащая роду самого Неофита.
У южных славян, как и у прочих народов, был в то время распространен благочестивый обычай избирать себе особых покровителей из святых, память которых от поколения к поколению отмечается как семейный праздник. Примечательно то, что во всех надписях, сохранившихся на той иконе, письмо и язык славянские. Это свидетельствует о том, что, возможно, «образ Почаевский писан рукой русскою».
Долго находилась святыня в часовне дворянской усадьбы. Служанки много раз видели икону в сиянии, о чем рассказывали своей госпоже.
Богоматерь во сне являлась и самой Гойской. Наконец, однажды, став наяву свидетельницей того, как от Образа исходит дивный свет, благочестивая женщина уверовала, что икона имеет особую благодать, и велела зажечь перед святыней лампаду.
По молитвам у иконы стали совершаться чудеса. Когда же благодаря чудотворному образу исцелился слепой брат Гойской Филипп, то Анна, удивленная и обрадованная, призвала иноков. Ими был отслужен молебен, святыня была крестным ходом перенесена на Почаевскую гору и отдана на вечное хранение монахам, жившим в пещере на горе.
Это событие произошло в 1597 году. На горе была устроена церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создан монастырь, на содержание которого Гойская пожертвовала средства. С этих пор икона стала