Как отличить одержимость от психического заболевания и как можно помочь человеку? Нужен ли ему священник или врач? Где эта тонкая грань? Может ли обычный священник проводить молебны с чтением молитв об изгнании злых духов? Насельник Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский) помогает разобраться в таких сложных вопросах.
– Сейчас очень много людей с психическими заболеваниями. Чем помочь, кроме лекарств, и как реанимировать личность?
– Мышление нашего соотечественника тем и отличается от, допустим, мышления греческих прихожан, что русская мысль, она всегда философски абстрактная. Что за человек? Какая проблема? Это остается в стороне. Нет среднестатистической температуры по больнице. Поэтому, конечно, мы не можем дать каких-то универсальных средств. «Что делать, если муж пьет? Посоветуйте», – какой вопрос, такой и ответ: «Молитесь». Если речь идет о патологии, это означает, что заболевание перешло в хроническое и что моментальное избавление от этой болезни никем не может быть гарантировано. Тем более, что и чудо мы не можем гарантировать, уже не говоря о том, что, как правило, под наблюдением врачей меняется терапия в зависимости от того, как протекает лечение, как протекает болезнь. Поэтому здесь нет универсального средства, которое лечит патологию.
Что мы можем сказать? Мы говорим о предпосылках, и вообще надо сказать, что сейчас мы живем в мире-перевертыше. Мы сами порой, бывает, ходим не на ногах, а на голове, и мыслим точно так же. Когда обычный человек приходит в храм? Тогда, когда уже все плохо: «Батюшка, я уже беременна, что мне делать?», – откатить время назад и подумать над тем, как ты могла бы себя повести тогда, когда повстречала своего ухажера. Важно было бы начинать подобный разговор до того, как это