О пасхальной радости апостолов и образах ветхозаветной и новозаветной Пасхи в Апокалипсисе, о том, что есть вера христианская и как нам подражать Христу, мы беседуем с преподавателем богословского факультета ПСТГУ, автором спецкурса по Апокалипсису Иоанна Богослова Антоном Небольсиным.
– Как в Евангелии описывается воскресение Христово?
– Ближе всего к моменту воскресения, вероятно, относятся слова евангелиста Матфея, когда он говорит о землетрясении, о страхе воинов, стерегущих гробницу, о том, что Ангел отвалил камень. Но везде говорится уже о последующих событиях, а сам момент восстания Христа не описан нигде.
Апостолы сначала услышали весть о том, что Христос воскрес, а уже потом увидели Христа и обрадовались. Конечно, они испытывают такие человеческие качества, как радость. Смерть – это всегда горе, утрата, а преодоление смерти, возвращение к жизни – это радость. Особенно если к жизни возвращается Тот, которого они считали, как минимум, наставником и учителем. Но ведь они устами Петра признали Его Мессией – Христом. Воскрес Спаситель мира Христос и любимый учитель, они Его больше никогда не потеряют, и даже смерть не может разлучить их, так они думали.
Во всех Евангелиях воскресение Христа – кульминационный момент повествований, здесь они достигают своей высшей драматургической точки
– Как евангелисты передают свое переживание воскресения Христа?
– Во всех Евангелиях мы видим, что воскресение Иисуса Христа – это кульминационный момент повествований, здесь они достигают своей высшей драматургической точки. Для апостола Павла вообще все Евангелие сводится ко Кресту и Воскресению Христову. У него нет рассказов о жизни Христа, о Его поучениях, чудесах, о том, как Господь ходил по Галилее или как посещал Иерусалим в праздники.