Нью-Йорк, США. Организация Объединённых Наций официально упразднит пост специального советника по Кипру в рамках масштабных сокращений бюджета, заменив его позицией личного посланника генсека.
Последним специальным советником был норвежский дипломат Эспен Барт Эйде, занимавший пост с 2014 по 2017 год. После его отставки ООН не назначала преемника, а переговоры прервались в июле 2017 года в Кран-Монтане.
С 2023 года функции взаимодействия с кипрскими сторонами выполняет личный посланник Мария Анжела Ольгин.
По данным источников в ООН:
спецсоветник подчиняется Совету Безопасности и обязан действовать строго в рамках его резолюций, направленных на двухзональное и двухобщинное федеративное решение,
личный посланник работает напрямую с генеральным секретарём и может вести диалог с кипрскими лидерами вне жёстких рамок СБ.
Такой формат был выбран из-за позиции лидера киприотов-турок Эрсина Татара, который с 2020 года отвергает федеративное решение и блокировал назначение нового спецсоветника.
Должность спецсоветника финансируется из бюджета Совбеза,
роль личного посланника — из бюджета генсека, поэтому нынешние сокращения (ожидается до 25%) не угрожают работе Ольгин.
Источники подчеркнули: если стороны и Совет Безопасности вновь придут к согласию по федеральной модели, возможность назначения спецсоветника сохранится.
19 октября состоятся выборы лидера киприотов-турок.
Эрсину Татару, выступающему против федеративного решения, будет противостоять бывший “премьер-министр” Туфан Эрхурман, сторонник переговоров в рамках модели ООН.
Однако даже в случае его победы потребуется согласие президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который недавно в Генассамблее заявил, что федеральная модель “нежизнеспособна” и провалилась из-за позиции
Читать на kiprinform.com