(Слово от Патерика о послушании. Прол. Апр. 10)
Почему это, братие, добродетель послушания ставится выше многих иных добродетелей. Какая причина сему?
Один из старцев говорил: пребывающий в послушании большую получает награду, чем тот, который, по своей воле, спасается в пустыне. И прибавил, что другому из старцев были показаны места, где по смерти покоятся святые. И в одном славном месте он увидел человека, и ему было открыто, что этот человек, когда жив был, постоянно болел, но в болезни не роптал, а славил Бога. В другом месте он еще увидел человека, и ему сказано было, что этот блаженствует потому, что при жизни был странноприимцем и странников принимал в дом и упокоевал. В третьем месте он увидел еще человека, который блаженствовал за то, что всю жизнь провел в пустыне, не видя лица человеческого. Наконец, в одном особенно славном месте он увидел человека, который, по степени своего блаженства, был выше всех и носил на шее златую гривну. «За что?» – спросил созерцавший видение. Блаженствовавший за терпение в болезни сказал ему: «За то этот превознесен выше всех, что другие творили добрые дела по своей воле, а сей всецело подчинил свою волю воле Божией и воле своего духовного отца, и всю жизнь провел в послушании. За это он и получил большую славу паче всех».
Итак, вот почему добродетель послушания ставится выше многих иных добродетелей: потому что она соединена с самораспятием. Все другие, бывшие в раю, как слышали, совершали свои добродетели добровольно, а пребывавший в послушании отрекся от своей воли и всецело подчинял ее воле Божией и воле своего духовного отца. Таким образом, всю жизнь был на кресте. Ввиду этого и держитесь крепко этой добродетели и в этом не раскаетесь.
«Послушание, – учат святые отцы, – родитель