Общины Кипра так и не договорились, но газ нужен всем. Кто не пускает Турцию в EMGF? Что мешает переговорному процессу?
Есть мнение, что политика — это обостренная экономика. Часто именно политические инициативы решают проблемы в экономике. Протекционизм, эмбарго, санкции — все это политическая борьба с конечными целями в экономике. Крайняя степень этой борьбы — развязывание войн за ресурсы, рынки сбыта. К сожалению, не все политики это помнят, совершая дипломатические ошибки и принимая недальновидные решения.
У каждого из президентов Кипра в предвыборной программе 1-м пунктом значилось — обещание решить кипрскую проблему и объединить остров. Нет сомнений, что все президенты прилагали усилия этот вопрос решить. Тем не менее, ни при одном из президентов, кроме последнего, не было такого оглушительного фиаско в переговорном процессе, который случился в 2021 г. в Женеве.
Переговоры, проходившие в апреле 2021 г. и собравшие лидеров греческой и турецкой общин Кипра, а также глав МИД стран-гарантов (Великобритании, Турции и Греции), зашли в тупик. Учитывая, что общины Кипра не нашли никаких точек соприкосновения, переговорный процесс фактически “заморожен”, и еще более осложнен в поисках пути решения. К сожалению, такой результат переговоров предопределяет обострение геополитической борьбы за газ у берегов Кипра, почти не оставляя шансов решить вопрос мирно.
13 января 2022 г. премьер-министр непризнанной республики Северного Кипра (ТРСК) Фаиз Суджуоглу дал интервью турецкому информагентству “Анадолу”, сказав, что “кто доминирует на Кипре, тот доминирует на Ближнем Востоке и в северной Африке”. Со слов чиновника “Турция и ТРСК являются двумя государствами и одной нацией. Идея о федерации на Кипре для нас больше не актуальна, и мы