Каковы последствия включения России в «чёрный список» ЕС? Как реагирует на это нововведение Республика Кипр? Какие потери грозят российским и кипрским компаниям? Об этом поговорим на вебинаре, подготовленном журналом «Успешный бизнес» и налоговой академией BEPS.
Свобода предпринимательства, минимум бюрократии
Ещё какие-то четверть века назад в мире существовали уникальные правила ведения бизнеса. Можно было:
• создать компанию в безналоговой юрисдикции и открыть для неё счёт в банке с либеральными правилами;
• вести бизнес от имени такой компании, не подпадая под излишнее администрирование, ограничения валютного и налогового контроля;
• проводить операции оперативно, с минимальными затратами и без налоговых последствий в стране регистрации фирмы.
Деловая активность росла в условиях свободы предпринимательства и без бюрократических ограничений.
Отобрать и поделить
Но чиновникам нужны были деньги для финансирования обещаний и существования своего аппарата, а создавать законы, стимулирующие предпринимательство и приток налогов в бюджет, сложно. Проще «отобрать и поделить», для этого было решено ужесточить администрирование бизнеса под такими благовидными предлогами, как борьба с отмыванием доходов, финансированием терроризма, уклонением от налогообложения.
Самая прожорливая бюрократия – в ЕС, и бизнес стал спасаться от неё в других странах. В результате европейские темпы ВВП стали отставать от динамики в развивающихся странах. Как отвечают еврочиновники? Создают систему международного обмена налоговой информацией, а если правила какой-то страны не соответствуют их мировоззрению, то применяют кнут.
Репрессивные меры
Одна из репрессивных мер – «чёрные списки». Например, EU list of non-cooperative jurisdictions for tax purposes