Давайте посмотрим, как относился к Ветхому Завету Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, чье воплощение на земле в образе человека ознаменовало начало новозаветной эпохи. Его проповеди, поучения и высказывания изобилуют цитатами из библейских книг и древних пророчеств, отсылают слушателей и вопрошателей к постановлениям закона Моисеева. В то же время Он говорил и делал многое из того, что не укладывалось в формы благочестия, сложившиеся к тому времени. Тем, кто открыто или в глубине души удивлялся Его словам или находил в них несоответствие с привычным пониманием ветхозаветного учения, Спаситель однажды дал такой ответ: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5:17).
Исполнить здесь означает не столько выполнить, сколько наполнить доверху, восполнить. Таким образом, признавая ценность Ветхого Завета, закона и пророчеств, Христос хотел придать ему истинное значение, раскрыть заложенный в нем смысл, который, по собственным словам Господа, заключается в двух заповедях: о любви к Богу и любви к ближнему. Вспомним, что, когда один из законоучителей спросил Иисуса, какая наибольшая заповедь в законе, Тот ответил: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:37–40).
Но что же тогда означают слова апостола Павла конец закона — Христос (Рим 10:4) и почему поведение Спасителя и Его учеников регулярно вызывало возмущение со стороны фарисеев и книжников, видевших в нем намеренное поругание установлений Ветхого Завета? Если мы внимательно посмотрим на эти эпизоды, нашедшие