Отвечает игумен Хризостом (Елисеев):
Первое поминовение усопших после Пасхи в Церкви происходит во вторник после Светлой пасхальной седмицы. Это богослужение называется Радоница и совершается на Фоминой неделе. Традиция это русская. У православных Ближнего Востока и в Греции она отсутствует. Радоница созвучна со словом радость. Она занимает особое место в числе годичных церковных праздников.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших. Наше реальное участие в этой службе, наше общение с усопшими (ведь когда мы молимся - это тоже форма нашего общения) есть выражение того, что и после смерти они не перестают быть членами Церкви. Они всегда с нами в Церкви того Бога, который не есть Бог мертвых, а есть Бог живых.
Сама Пасхальная седмица призывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти усопших, в то, что мы расстались с нашими близкими. Наоборот, она призывает радоваться вхождению в новую жизнь, в вечность, в соединение со Христом. Ведь Его смертью и Его Воскресением была одержана победа над смертью, мы ей радуемся. И Церковь призывает, чтобы эта победа стала победой каждого из нас. Радость праздника Воскресения вытесняет всякую печаль и скорбь. Даже если мы возьмём богослужебный устав, то человека, который умер на Пасху, хоронят по особому Пасхальному чину.
Существующий же обычай посещать кладбище в сам день Пасхи противоречит традиции Русской Церкви. Если люди предпочитают посещать кладбище на Пасху, а Радоница для них остаётся в стороне, то они выпадают из церковного общения, они, по сути дела, лишаются участия в соборной церковной молитве, а их усопшие сродники не получают всей полноты церковного поминовения.