(Слово о покаянии грешных)
Не напрасно слово Божие и св. Отцы, говоря о нечистоте души, сравнивают ее с нечистотою телесною, и не напрасно, говоря о покаянии грешника и об очищении скверн греховных покаянием, сравнивают это очищение с омовением телесным. В самом деле: как нечистота телесная вредна для здоровья, неприятна для постороннего взора и может быть болезненно заразительною для других, так и нечистота греховная и убийственна для души, и противна людям добродетельным, и также может быть пагубна для многих. И как омовение телесное способствует здоровью тела и делает вид его светлым и приятным, так и омовение души от скверн греховных способствует спасению души и бывает благотворно и для посторонних, подавая им спасительный пример, возбуждая в них доброе соревнование. Еще прибавим: омовение тела можно совершить скоро; равно, когда коснется благодать Божия сердца грешника, скоро совершается и омовение души. Последнее мы покажем примером.
Блаженный отец Павел, именуемый Простый, передавал следующий случай из своей жизни. Раз он пошел в некоторый монастырь навестить братию и пришел в то время, когда они входили в церковь к богослужению. Так как он обладал даром прозорливости, то и узнавал, кто в каком виде и с каким расположением духовным входит в храм. Он видел, что все входили с светлым лицом, и Ангелы-Хранители с радостью сопровождали их. Но тут же он увидел некоторого брата, входящего в церковь черным, бесов, надругающихся над несчастным, и Ангела, издалека следующего за ним. Смотря на это, Павел опечалился и горько заплакал. Братия сие заметили и стали умолять, чтобы преподобный открыл им причину плача и вошел в церковь. Но Павел не дал им ответа и остался по-прежнему у врат церковных. Кончалась служба, все вышли из