В Неделю прп. Иоанна Лествичника я говорил проповедь о нем, призывая всех читать его бессмертное произведение. Потом люди подходили и жаловались, что, дескать, неоднократно пробовали, но почти ничего не поняли.
Даже не думал, что в «Лествице» есть что-то неудобоваримое и неудобовместимое. Мне всегда казалось, что там все просто и ясно, особенно в том, что касается описания человеческих страстей и добродетелей. Единственное, что может смутить и даже оттолкнуть читателя, это описания монашеских подвигов и чрезмерно строгого устроения некоторых обителей того времени.
Оказывается, есть проблема понимания Лествичника, как и писаний других святых отцов, даже для тех, кто искренне старается их прочитать, разобраться и уразуметь.
Попробую остановиться на главном, по моему мнению, содержании «Лествицы», определив систему ее духовных координат и тем самым введя ее читателей в курс аскетического дела.
Две лестницы
Прежде всего нужно уяснить, что в «Лествице» идет речь не об одной, но о двух противоположных и разнонаправленных лестницах, которые для ясности можно соотнести с двумя концами нижней перекошенной перекладины на Кресте Господнем.
Первая лестница соответствует правому концу перекладины, направленной вверх. Ее цель – рай, Царство Небесное, вечность с Богом.
Вторая лестница соответствует левому концу, направленному вниз. Ее цель – ад, преисподняя, вечность с диаволом.
Вертикальный несущий перекладину и разделяющий ее надвое столп соответствует человеку, в сердце которого происходит выбор между двумя разнонаправленными путями-лестницами и их целями – между жизнью и смертью, добром и злом, спасением и погибелью, Богом и сатаной[1].
Ступеням первой спасительной лестницы соответствуют добродетели, которые суть исполнение заповедей