Наверное, каждый из нас, решившись что-то поменять в своей жизни постом или в любое иное время, сталкивался с тем, что дается это крайне непросто. Или даже совсем не дается. Понимание необходимости есть, намерение вроде бы тоже, попытки предпринимаются, но… Почему-то все остается по-прежнему. Словно машина, завязшая в грязи: двигатель работает, колеса крутятся, а она никак не стронется с места. Не стронется, пока не появится кто-то, кто подтолкнет ее…
Так же и мы. Только подтолкнуть нас должен не кто-то, а мы сами. Господь посредством совести нашей напоминает нам о должном – подталкивает. Жизнь, ее течение, свидетельствующее о том, как быстро проходит отпущенное нам время, – тоже подталкивают. А мы? И вообще – что это значит: подтолкнуть себя?..
Есть такое слово, которое мы слышим или произносим сами, когда речь идет об угодниках Божиих или же о героях минувших войн: подвиг. Мы произносим его чаще всего в связи с рассказом о чьей-то – не нашей – жизни и редко соотносим с собственным бытием. А если соотносим, то пугаемся: либо оттого, что понимаем: сами мы подвигу чужды; либо оттого, что задумываемся, не придется ли и нам рано или поздно какой-то подвиг совершить.
Однако на самом деле подвиг – неотъемлемая часть жизни христианской, без него не получается ничего по-настоящему доброго, и собственно христианина из человека тоже не получается. Он не является событием исключительным по своему характеру, не предполагает непременного пожертвования собой, жизнью своей, не всегда выглядит чем-то выдающимся, великим, но лишь он и может путь к величию проложить.
Подвиг – это то усилие, которое человек совершает, чтобы преодолеть самого себя
Подвиг в христианском его понимании – то усилие, которое человек совершает для того, чтобы