В Евангелии сказано: «претерпевший же до конца, тот спасен будет» (Мф.10:22). Но само понимание слова «терпение» сильно изменилось. Раньше оно означало одну из главных христианских добродетелей. А сегодня считается, что сильный человек решает проблемы, а не терпит и не смиряется перед ними. Княгиня Анна Кашинская примером всей своей жизни — и в этом мире, и в мире ином — доказывает, что это ошибка.
Дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере, Анна сразу после смерти отца вышла замуж за Тверского князя Михаила. Через два года дотла сгорел княжеский терем со всем имуществом, потом заболел муж, в младенчестве умерла дочь, а в 1318 году муж уехал в Орду и был там замучен. Там же, в Орде, потом страшной смертью погибли оба ее сына и внук.
В истории Церкви немало случаев, когда подвиг одного из супругов, принявших мученический венец, освящает обоих, поскольку для другого бескровным мученичеством становится сама жизнь. Так и у княгини Анны. Она еще после гибели мужа приняла постриг, а потом, переселившись в Кашинский Успенский монастырь, постриглась в схиму с именем Анна. 2 октября 1368 года она мирно отошла ко Господу. И Церковь прославила ее за душевную стойкость: «В женском естестве мужескую крепость имела еси».
12 июня (25 июня по новому стилю) 1650 года в перенесении мощей святой из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский участвовали царь Алексей Михайлович с царицей Марией Ильиничной и всей царской семьей.
И все бы хорошо, но в XVII веке, когда Русская Церковь была потрясена расколом, святая Анна оказалась в эпицентре внимания, как молчаливый апологет ревнителей старины. Реформа