Бывают неправильные проступки крупные и мелкие. Однако оказывается, что и за мелкие тоже приходится отвечать.
Мы приходим на исповедь и каемся в наших больших грехах: мы гневались, обижали других, желали кому-то смерти, желали смерти себе, обижались, клеветали. Каемся и в мелких: раздражались, ворчали на близких, ссорились из-за мелочей. Но есть такие незначительные поступки, о которых никто не вспоминает.
Например, проехали «зайцем» в транспорте. Или «зачитали» чью-то книгу. Хозяин о ней и не вспоминает, она не нужна ему. А нам нужна, мы к ней привязались, она прижилась на нашей книжной полке, и мы ее постоянно перечитываем.
Или получили на десять рублей больше сдачи и поленились вернуться в магазин отдать: это же мелочь, никто до десятки выручку не считает.
Или нашли чужую вещь и не стали искать хозяина, оставили вещь себе.
Все эти поступки не отягощают нашу совесть, они легки для нее. В наши представления о грехе мы часто вкладываем не только то чувство тяжести, угнетенности совершенным, которое приводит нас на исповедь, но и то, что мы привыкли считать «плохим поведением» с детства, то поведение, которое осуждается обществом, не обязательно с точки зрения христианства. Мы быстрее раскаиваемся, когда наше прегрешение сопровождалось «неблаговидным» поведением: мы громко кричали в гневе, мы кого-то ударили, мы не сдержались и ответили злым словом на чьи-то слова, показавшиеся нам обидными. Еще с грехом мы связываем «страсти», сильные чувства, которые толкают нас на грех, или те чувства (ненависть, злоба) испытывать которые грешно само по себе. Иногда грех в нашем представлении – это некие бури внешние или внутренние, которые сотрясают нашу личность, и которые мы не сумели обуздать своей волей, и совершая грех, мы «не