«В начале было Слово» (Ин. 1, 1)... Мы привыкли воспринимать церковную службу в первую очередь через текст. А как молятся те, кто лишен слуха? – За ответом на этот вопрос я отправилась в Клин, в храм Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, где уже более15 лет совершаются богослужения с переводом на русский жестовый язык (РЖЯ). Мы побеседовали с его настоятелем – протоиереем Анатолием Фроловым.
– Слабослышащих и глухих людей называют инакоодаренными. Правда ли, что тем, кто лишен каких-то привычных всем нам возможностей, Господь дарует нечто взамен – даже в обычном, земном плане?
Неслышащие люди очень проницательны
– У людей с нарушениями слуха свой язык – а значит, свое восприятие мира, культура, менталитет. Почти все они читают по губам, по мимике. Неслышащие люди очень проницательны. По выражению вашего лица они тут же заметят, если вы лжете, говорите неискренне. И вполне вероятно, что тут же скажут вам об этом. Благодаря этому с ними приятно общаться: есть уверенность в обоюдной искренности. У слабослышащих и глухих родителей дети быстрее и лучше развиваются интеллектуально. Как известно, мелкая моторика помогает развитию мозга, а такие ребятишки с младенчества привыкают следить за жестами родителей, повторять их – при этом сами владеют и обычной речью. А среди самих неслышащих есть очень талантливые люди. Например, Дмитрий Балашов, благодаря которому у нас при храме началась работа в этом направлении. Он прекрасно образован, у него абсолютная грамотность: ни одной ошибки, все запятые на месте. Очевидно, он зрительно определяет и запоминает интонации. Язык у него красивый, образный, он прекрасный рассказчик!
– Это заблуждение. Практически все они говорят, многие невнятно, а некоторые – вполне четко. Что касается