В день Собора Пресвятой Богородицы в храме читалось Евангелие от Матфея – о бегстве святого семейства в Египет:
«Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет» (Мф. 2: 13–14).
У меня возник неожиданный вопрос: а разве не мог всесильный Отец просто взять и перенести Своего Сына и Его Матерь вместе с Иосифом в безопасное место?.. Или другой вариант: сделать Богомладенца неуязвимым для мечей Иродовых слуг, невидимым для убийц?
Почему вместо этого ангел поднимает престарелого уже Иосифа и отправляет его с бесценным Сокровищем, лежащим еще в пеленах, с юной Обручницей в далекое, нелегкое, опасное путешествие, в чужую, иноязычную, языческую страну?..
Иосиф подобных вопросов не задавал. Он был, как известно, праведен и научен уже всецело доверять Богу. Поэтому он сразу посадил Марию с Сыном на осла, и они двинулись в Египет.
Где и как они жили в Египте, Священная история умалчивает, апокрифы собирать не будем. Ясно одно: нелегко пришлось там, в языческой земле, Иосифу, на котором лежала величайшая ответственность во вселенной. Но он справился, он сберег вверенное ему Дитя. Конечно, Бог не оставлял его, помогал, защищал. Но Бог помогает только тем, кто сам берет на себя труд и ответственность, кто не бежит от гласа Божиего, как пророк Иона в свое время бежал в Фарсис.
Мог ли Бог Сам перенести Младенца с Матерью в Египет или куда-то еще? Мог, конечно, но кто такой Иосиф тогда, в чем его человеческая значимость, его, если можно так выразиться, роль?
И это не только про Иосифа. Это про каждого из нас – несовершенных, грешных,