Таинство Исповеди сопровождает жизнь каждого верующего, и его целью является помощь на пути ко Христу. Именно это Таинство более всех других вызывает вопросы у прихожан. Что говорить священнику, а чего не следует говорить? Как правильно относиться к исповеди? Какие рекомендации священника нужно обязательно исполнять, а какие остаются на собственное усмотрение исповедующегося? Как быть, если возникла особая привязанность к духовнику? Какие вопросы священник не должен решать за человека? Можно ли менять духовника? Распространенные затруднения и ошибки, связанные с этим Таинством, разбираются митрополитом Лимассольским Афанасием в данной публикации.
Церковь лечит. Она функционирует как больница, как лечебное учреждение, а не правовое или судебное. Мы не приходим на исповедь, чтобы получить судебный приговор, не для того, чтобы нам сказали: «Ты знаешь, что тут суд, а священник – это судья. Ты совершил вот это преступление – за это ты проведешь пять дней в КПЗ, или тебя оштрафуют».
И сейчас есть люди, которые говорят: «Я пришел на исповедь к моему духовнику, и он оштрафовал меня!»
Но мы приходим на исповедь, словно на прием к врачу. Мы знаем, что такое грех – это болезнь, это заболевание нашей сущности. Прародительский грех – это не вина, от которой мы должны освободиться, это не Божье наказание, а болезнь нашей сущности, которая передается из поколения в поколение. Грех – это болезнь, и исповедь – это как прийти на прием к врачу и рассказать ему о симптомах своей болезни: «Доктор, у меня болит тут и тут!»
Таким же образом мы приходим исповедоваться духовнику в свой приход или в приход, который мы выбираем, и спокойно рассказываем ему о симптомах нашей болезни. Наши грехи являются симптомами нашей болезни. Когда я говорю, что