Доклад на конференции «Отголоски литургического возрождения» Центра патристических исследований 11 июня 2023 г.
В настоящем докладе мы рассмотрим тот факт, что божественная латрия[1], православное вероучение и евангельская нравственность взаимосвязаны, взаимозависимы и подтверждают одно другое. Неправильная вера неспособна явить истинно и божественно служащую (λατρεύω) душу. А антиевангельская нравственность не может явить ни истинного переживания богослужения (λατρευτικό βίωμα), ни подлинного вероучения.
Наш блаженной памяти настоятель о. Георгий (Капсанис) в своём докладе в 1987 году в Салониках заметил:
«Обмирщение разрывает органическое единство латрии и веры, латрии и нравственности, латрии и миссионерского служения. Оно разделяет нас так, что наша жизнь – уже не продолжение и не следствие божественной латрии»[2].
Обмирщение обнажает нашу церковную жизнь от её латрийной глубины.
Но что такое в действительности латрия Бога?
Читаю отрывок, в котором описывается, что такое божественная латрия:
В действительности только от правильной веры может исходить правильное славословие
«Латрия не является и не может являться неким простым религиозным обрядом или просто неким (освящающим) действием, отдельным от так называемого учительского и пастырского дела Церкви. Она касается самой сущности Церкви, всего её Таинства целиком. А сущность эта – Сам Христос и новая жизнь во Христе. Латрия не просто касается, она тождественна этой новой жизни во Христе. Через латрию Церковь являет и преподаёт Самого Христа и эту новую жизнь в Нём. Таким образом латрия есть явление и осуществление собрания верных в вере и в новой жизни… Неправильная вера и неправильная нравственность не могут явить и дать правильную латрию. Между этими тремя вещами