Христианское вероучение гласит: Бог есть Троица, Он един в трех Лицах. Осознать это трудно — да и стоит ли трудиться? Разве недостаточно верить в одного Иисуса Христа, Который явил нам Бога во всей полноте? Но в том-то и дело, что почитать Бога как Троицу нас учит Сам Христос. В ночь накануне Своих страданий Он собрал учеников, чтобы поделиться с ними самым важным, самым сокровенным. Чтобы раскрыть тайну Своих отношений с Отцом и Святым Духом.
Очень многие люди, в том числе читавшие Евангелие, ответят: ничего. Принято считать, будто бы учение о Троице синтезировали, чуть ли не изобрели с нуля, искусно соединяя отдельные фрагменты Священного Писания, участники Вселенских Соборов уже в IV–Vвеках. А в Евангелии о Троице якобы ничего не сказано. Но это неправда.
О Своей неразрывной связи с Отцом и о Святом Духе апостолам говорит Сам Иисус Христос. И не когда-нибудь, а в ту самую ночь, когда Его вот-вот придут арестовывать, будут над Ним глумиться и в конце концов отправят на крест. Мог ли Христос в эти минуты говорить с учениками о чем-то второстепенном, неважном?
В этой беседе, подробно описанной в Евангелии от Иоанна (главы с 13-й по 17-ю), Христос открыл ученикам многое. Он предупредил их о предстоящей разлуке и о новой встрече, призвал не страшиться грядущих испытаний, заповедал любить друг друга. Но если выделять в этой беседе что-то самое главное, искать пронизывающий ее стержень, это будет откровение о Троице. Уходя на страдания и смерть, покидая учеников, Господь желал укрепить их веру, окончательно рассеять все их сомнения на Его счет. Ведь хотя Петр уже однажды исповедал Его Христом, Сыном Бога живаго (см. Мф 16:16), окончательного ответа на вопрос, Кто же все-таки такой их Учитель, у апостолов все еще не было. И вот