Не только верующие христиане, но и люди, от церковной жизни далекие, стараются обычно прибраться к Пасхе: помыть окна, перебрать «залежи» в шкафах, отсортировав нужное от лишнего и бесполезного. Не менее важно при этом провести уборку и в душе: выкинуть ненужный груз старых обид и вредных привычек, выветрить смрадный дух пустословия, осуждения и самомнения. Пост — хороший повод разобраться, чем же наполнена сокровищница нашего сердца. О том, какие причудливые суеверия и заблуждения можно порой найти в ее запыленных углах и о последствиях духовной неразборчивости размышляет клирик храма Рождества Христова города Вольска священник Алексий Стрижов.
На исповеди часто приходится слышать от людей, которые исповедуется раз в году или немногим больше,— что они «особо не грешат ни в чем, стараются заповеди соблюдать». Но если в разговоре затронуть тему «качества» исполнения заповедей Божиих, то оказывается, что большинство таких «особо не согрешивших» испытывает затруднения с исполнением первой же из них: Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов перед лицем Моим (Втор. 5, 6–7). Старец Псково-Печерской Лавры архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в беседах о покаянии, которые затем вошли в книгу «Опыт построения исповеди», говорил о том, к чему нас обязывает это заповедание и чем мы грешим против него: «Мы должны иметь истинное познание о Боге. А имеем ли мы это истинное познание о Боге? Нет, мы не имеем правильного понятия о Боге, о православном учении нашей веры, о Церкви, членами которой мы являемся, о принятии Святого Крещения… <...> Истинной живой веры мало у нас, но зато мы предельно поражены суевериями. Суеверия, “суея”, пустая, ложная вера. И чем только не заменяем мы истинной веры в благой Промысл Божий!».
И то