Святой Никодим Святогорец говорит, что, когда ты намереваешься осудить кого-то, необходимо вспомнить, «что тебе не дано на то власти и что, присвояя себе эту власть, ты сам в этот момент делаешься достойным суда…».
Получается, у нас нет права на суд, а тем более на осуждение, потому что власть суда может иметь единственный справедливый Судья – это наш Господь, ведь только Ему ведомо, как на самом деле обстоят дела.
Мы же смотрим на вещи с внешней стороны.
Например, видим гневающегося человека, который кричит и машет руками, но мы не видим причин, почему он так себя ведет. Мы не знаем, где он родился, в каких условиях вырос, какая у него наследственность и что у него в душе. А также мы не можем знать о его последующем покаянии.
Как говорил старец Паисий: человек, который мог совершить 20 преступлений, но совершил лишь 19, сделал шаг вперед. И наоборот, святой человек, имевший возможность совершить 20 чудес, но совершивший 19, в глазах Божиих выглядит менее приятным, хоть для людей его 19 чудес и имеют великую ценность.
Посему суд Божий и человеческий имеют различие. Вот Господь и говорит нам в Евангелии: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7, 24). Наш суд должен быть праведным, а он у нас таковым не является.
Вы скажете, что бывают случаи, когда мы вынуждены судить. Да, это так. Суд или суждение – это умственный процесс. Хотим мы или нет, но мы имеем свое суждение о других людях или вещах, однако необходимо следить, чтобы суждение не переходило в осуждение.
Ещё святой Никодим говорит: «Когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего, знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в твоем сердце, которое по своей страстности научает тебя строить догадки о других и осуждать их».
Челове