О́браз дре́вле Моисе́й пречи́стыя Стра́сти в себе́ само́м прообрази́,/ свяще́нных среде́ стоя́:/ Крест же вообрази́в,/ просте́ртыми побе́ду дла́ньми воздви́же,/ держа́ву погуби́в Амали́ка всегуби́теля./ Тем Христу́ пои́м, Бо́гу на́шему, я́ко просла́вися.
Прп. Косма Маиумский, Канон на Воздвижение Креста Господня. Песнь 1, тропарь 1 [1].
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, единого Бога. Аминь.
В богослужениях этого великого праздника Воздвижения Креста есть тема, которая может ускользнуть от нашего внимания: победа Моисея и народа Израиля над Амаликитянами. Народ Амалик упоминается в песнопениях в честь Креста, причём не только в гимнах нынешнего праздника, но и во многих гимнах, относящихся к Кресту, в течение всего церковного года.
Эта подробность кажется необычной. Кто такой Амалик, и какое отношение он имеет ко Кресту?
Чтобы понять эту тему, нужно обратиться к книге Исход – а это не просто вторая книга Библии, но и история образования Израиля, народа, который Господь сформировал для Себя в день иудейской Пасхи. Чтобы создать новую нацию, Он вывел людей из Египта, спасая их от рабства богам египетским.
В книге Исход Бог даёт пророку Моисею деревянный жезл, который назван «Жезл Божий» (Исх. 4, 20). Этот жезл – не просто инструмент, с помощью которого Моисей сотворил чудеса перед фараоном (который считался воплощением египетского бога Гора), но и священный символ власти руководить Израилем и судить его. Иудейское предание гласит, что этот жезл был срезан с самого Древа Жизни в Раю, то есть связывает его непосредственно с близкой и животворящей дружбой Бога с Адамом.
Именно этим жезлом Моисей и его брат Аарон ударили Нил и превратили его воду в кровь. И тем же самым Жезлом Божиим на Египет были посланы различные казни –