Милосе́рдие –
1) Божественное сущностное свойство, рассматриваемое в богословии как одна из сторон Божьей благости; неразрывно с Божественным правосудием и премудростью; в отношении разумно-свободных существ обнаруживается в желании и готовности Бога оказывать им надлежащую милость, проявлять долготерпение, снисхождение, очищать от грехов;
2) одна из естественных (природных) черт образа Божия в человеке;
3) христианская добродетель, уподобляющая верующего Творцу (Гал.5:22-23), заключающаяся в сострадательном отношении к ближнему.
Как согласуются между собой такие Божественные свойства, как милосердие и правосудие?
Несмотря на кажущуюся противоречивость Божественного милосердия Божественной справедливости, между ними нет ни малейшего взаимного противоречия.
Бог беспределен во всех Своих свойствах и совершенствах. Это значит, что ни милосердие не препятствует проявлению правосудия, ни правосудие — милосердию (см. подробнее: Сколько у Бога свойств?; Что такое Божественная беспредельность и каковы её основные черты?).
Выражаясь иначе, Божья справедливость всегда милосердна, равно как и Божье милосердие — всегда праведно. В силу своей ограниченности человек бывает не в состоянии одновременно проявлять и максимум милосердия, и максимум справедливости. Отсюда недоумение: как можно одновременно и миловать, и наказывать?
Между тем, для Бога не трудно проявляя милость, проявить справедливость, и наоборот. Любое Божественное действие всегда сопряжено с благостью, всеведением и высочайшей премудростью.
Следовательно, карая грешника, Господь поступает не просто как Грозный Судья, но и как Мудрый, Благой Воспитатель. Хорошо понимая, что для грешника лучше, даже и наказывая его, Он руководствуется не требованием мести, а соображением пользы. В